Региональная оценка по модели PISA
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического
содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
- в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- участники исследования выполняют задания на компьютере;
- все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Обучающиеся нашего района примут участие в региональной оценке по модели PISA в сентябре-октябре 2021 года.
В чем смысл международного сравнительного исследования PISA?
Его цель — выяснить и оценить уровень использования метапредметных компетенций для решения поставленных задач. Исследование проводится по трем содержательным направлениям.
Читательская грамотность:
· анализ информации, представленной в нескольких текстах;
· критическое осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации.
Математическая грамотность:
· анализ информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности утверждения;
· решение реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.
Естественнонаучная грамотность:
· научное объяснение явлений;
· научная интерпретация данных и доказательств;
· понимание и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном, профессиональном, общественном).
Исследование проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном виде. Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.
Идеи PISA сопоставимы с концепцией ФГОС, которая определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования». Важность исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально грамотной человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счета, а также применять свои навыки для личного или общественного развития». Формулировка и структура заданий PISA значительно отличаются от заданий в российских учебниках. Учащимся для выполнения заданий, выявляющих их компетенции, предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества.